Способы доставки сырья
На фанерные заводы сырье поступает лесосплавом, сухопутным транспортом, в судах.
Большей частью сырье поступает в плотах, которые комплектуют из древесины лиственных и хвойных пород (последние называют приплавом, потому что они обладают большей плавучестью, чем лиственные породы). Основным элементом любого плота является пучок древесины объемом 5—10 м3. Пучок формируют на сплоточных агрегатах и одновременно обвязывают проволокой. Пучки древесины одной длины стягивают в секции, которые соединяют в плот емкостью до 15—20 тыс. м3.
Плот транспортируют по рекам буксиры или катера.
Водный путь поставки сырья имеет следующие преимущества:
- поставка сырья лесосплавом — самая дешевая;
- сырье при сплаве менее подвержено воздействию древесных грибков и солнечных лучей.
Недостатки поставки сырья лесосплавом:
- ограниченное время поставки.
В средней полосе России время навигации продолжается с мая по октябрь. Предприятия, на которые поступает сырье сплавом, должны иметь большие складские площади для его хранения, что удорожает его стоимость. - лесосплав повышает влажность древесины (более 80%), что отрицательно сказывается на сушке шпона, увеличивая время этого процесса.
Сухопутная поставка сырья производится железнодорожным и автомобильным транспортом. Сырье по железной дороге перевозят в крытых и открытых вагонах, полувагонах и на платформах. Автотранспорт используется лишь в тех случаях, когда завод не имеет своей железнодорожной ветки. Сырье подвозят лесовозами с расположенного поблизости леспромхоза (30—60 км).
Преимущество сухопутной поставки в том, что для хранения сырья не нужно иметь большие площади, так как запас сырья не должен быть более четырех-шести-недельной потребности предприятия в сырье. Это значительно упрощает все работы на складе сырья по его хранению. К недостаткам этого способа поставки сырья следует отнести его высокую стоимость и подверженность воздействию солнечных лучей, что приводит к появлению трещин в торцах кряжей и чураков.
Поставке сырья в судах свойственны достоинства и недостатки каждого из описанных выше способов поставки сырья.
При проектировании фанерных заводов тщательно анализируют экономическую целесообразность их размещения в том или ином экономическом районе, учитывают затраты на поставку и хранение сырья. Новые крупные фанерные предприятия строят с учетом смешанной поставки сырья, т. е. лесосплавом и железной дорогой, которая обеспечивает регулярный вывоз готовой продукции, что упрощает работу склада готовой продукции и ряда вспомогательных служб предприятия.