Оборудование для выгрузки и укладки сырья
Для выгрузки и укладки сырья в штабеля применяют различные механизмы: продольные конвейеры, автомобильные, железнодорожные, башенные, козловые краны.
Широкое применение на фанерных заводах получили продольные стационарные конвейеры Б-19, Б-22 и др.
Они представляют собой деревянную или металлическую эстакаду, которая поднимается из реки и продолжается на берегу. Приемную часть — хобот конвейера с ведомой звездочкой делают на шарнире и опускают в воду в зависимости от колебаний уровня воды на глубину 0,5—0,8 м под углом не более 20—25° к горизонту.
Основной элемент конвейера — бесконечная цепь с закрепленными на ней траверсами, расстояние между которыми 1,8—2,0 м. На траверсы насажены шипы, на которые ложится кряж или чурак. Двигаются траверсы по направляющим из полосовой или угловой стали. Для уменьшения трения траверс о металл их изготовляют в виде осей, насаженных на ролики, которые катятся по направляющим. Цепь надета на приводную звездочку, которая приводится в движение через редуктор от электродвигателя.
В зависимости от расстояния, на которое необходимо подать сырье, конвейеры могут состоять из нескольких секций длиной 140—220 м каждая. Скорость движения цепи 0,5—0,7 м/с. Продольные конвейеры помимо выгрузки и подачи сырья могут одновременно служить сортировочным конвейером. Конвейеры снабжены механическими или пневматическими сбрасывателями кряжей.
Для выгрузки сырья из воды в пучках, а также из железнодорожных вагонов, полувагонов и платформ применяются различные краны.
Рис. 1. Схема козлового крана с грейфером: 1 - грейфер, 2 - ферма крана
На рис. 1 показан кран, применяющийся для выгрузки сырья и штабелирования кряжей. Он состоит из мостовой фермы 2, опирающейся на стойки — ноги. Стойки установлены на ходовых тележках, с помощью которых кран перемещается по рельсовым путям, уложенным на шпалы.
Вдоль мостовой фермы проложен рельсовый путь, по которому передвигается грузовая тележка с грузозахватными приспособлениями.
У козловых кранов тележка может выходить за пределы своих опор, что позволяет выгружать сырье из воды, разгружать вагоны и подавать кряжи к конвейерам или укладывать их в штабеля.
В качестве грузозахватного механизма используют стропы и грейферы. Стропы целесообразно применять при выгрузке краном сырья из воды в пучках или укладки сырья пучками в штабель. Выгружать кряжи или чураки, находящиеся в вагонах и полувагонах, целесообразно виброгрейферами. Это облегчает и делает безопасной работу строповщиков сырья.
Работа козловых и других кранов сочетается с работой продольных конвейеров. При такой схеме организации работ можно выполнять следующие операции:
- выгружать сырье из железнодорожных вагонов и подавать его сразу в штабель для хранения или на площадки для пучков, чтобы затем поштучно конвейером подать кряжи в дальнейшую обработку;
- выгружать сырье лучками из воды, подавать на площадку для расстроповки, а затем подавать конвейером сырье для обработки. Для подачи сырья в штабель пучки расстроповываются на площадке, затем подаются конвейером к накопителю сырья, а из накопителя краном